Подписаться на рассылку

Ваш e-mail

Наиболее авторитетным источником информации, которым Вы пользуетесь для самообразования в области аритмологии для Вас является?

Научные монографии
Международные рекомендации (европейские, американские)
Российские рекомендации
Конференции, семинары, научные доклады специалистов
Научные журналы
Информация фирм-производителей лекарств и медицинского оборудования
Интернет
Общение с коллегами
Другое

Наиболее частым источником информации, которым Вы пользуетесь для самообразования в области аритмологии для Вас является?

Научные монографии
Международные рекомендации (европейские, американские)
Российские рекомендации
Конференции, семинары, научные доклады специалистов
Научные журналы
Информация фирм-производителей лекарств и медицинского оборудования
Интернет
Общение с коллегами
Другое

Архив голосований

Наши партнеры

Лекарственно-индуцированная гипокальциемия

Нет времени читать?

Гипокальциемия (ГКа) является одним из основных водно-электролитных нарушений в клинической практике. Острое снижение уровня кальция в сыворотке может приводить к судорогам, желудочковым аритмиям, бронхо- и  ларингоспазму. Результатами хронической ГКа могут быть дезориентация, спутанность сознания. Чтобы предотвратить данные осложнения, необходимо тщательно оценивать факторы риска снижения уровня кальция.

Одним из таких факторов являются лекарственные средства (ЛС) – в таком случае идет речь о лекарственно-индуцированной (ЛИ) ГКа. Список препаратов-индукторов ЛИ ГКа довольно обширен, но ведущую роль в развитии данного нарушения играют препараты для лечения остеопороза, противоопухолевые, противотуберкулезные и противоэпилептические препараты. При приеме золендроновой кислоты ЛИ ГКа наблюдается с частотой до 39%. При приеме иматиниба, таргетного противоопухолевого ЛС, снижение уровня кальция наблюдалось в 40% случаев. Патофизиологическими механизмами ЛИ ГКа могут являться снижение костной резорбции, снижение концентрации витамина D, ингибирование действия паратиреоидного гормона и нарушение всасывания кальция. Факторами риска в большинстве случаев ЛИ ГКа являются дефицит витамина D и гипомагниемия. Острое снижение уровня кальция приводит к симптомам нервно-мышечной возбудимости, нарушениям на электрокардиограмме (ЭКГ) и электроэнцефалограмме (ЭЭГ).

Основа лечения ЛИ ГКа – отмена препарата-индуктора, назначение кальция и витамина D. Основными методами профилактики ЛИ ГКа являются определение уровня кальция и витамина D перед началом терапии препаратами-индукторами, коррекция их уровня. Также важно назначение дополнительного количества кальция и витамина D во время терапии такими ЛС.

В заключении авторы отмечают, что осведомленность лечащих врачей о проблеме ЛИ ГКа, тщательная оценка ее факторов риска и профилактическое назначение препаратов кальция и витамина D будут способствовать эффективному предотвращению тех серьезных осложнений, к которым приводит снижение уровня кальция в клинической практике.

Листратов А.И., Остроумова О.Д., Клепикова М.В., Алешкович Е.В. Лекарственно-индуцированная гипокальциемия. Медицинский Совет. 2021;(14):164-175. https://doi.org/10.21518/2079-701X-2021-14-164-175

Обращаем ваше внимание! Эта статья не является призывом к самолечению. Она написана и опубликована для повышения уровня знаний читателя о своём здоровье и понимания схемы лечения, прописанной врачом. Если вы обнаружили у себя схожие симптомы, обязательно обратитесь за помощью к доктору. Помните: самолечение может вам навредить.