Подписаться на рассылку

Ваш e-mail

Наиболее авторитетным источником информации, которым Вы пользуетесь для самообразования в области аритмологии для Вас является?

Научные монографии
Международные рекомендации (европейские, американские)
Российские рекомендации
Конференции, семинары, научные доклады специалистов
Научные журналы
Информация фирм-производителей лекарств и медицинского оборудования
Интернет
Общение с коллегами
Другое

Наиболее частым источником информации, которым Вы пользуетесь для самообразования в области аритмологии для Вас является?

Научные монографии
Международные рекомендации (европейские, американские)
Российские рекомендации
Конференции, семинары, научные доклады специалистов
Научные журналы
Информация фирм-производителей лекарств и медицинского оборудования
Интернет
Общение с коллегами
Другое

Архив голосований

Наши партнеры

Лекарственно-индуцированная фибрилляция предсердий, ассоциированная с применением противоопухолевых лекарственных средств

Нет времени читать?

Фибрилляция предсердий является серьезной нежелательной реакцией на фоне лечения противоопухолевыми лекарственными средствами. Авторами проведен анализ данных научной литературы о распространенности, патофизиологических механизмах, факторах риска фибрилляции предсердий, ассоциированной с применением противоопухолевых лекарственных средств, ее профилактике и лечении. В результате проведенного исследования было выявлено, что частота встречаемости лекарственно-индуцированной фибрилляции предсердий варьирует в зависимости от конкретного противоопухолевого лекарственного средства и составляет от 1 до 86%. Ее развитие ассоциировано с применением противоопухолевых средств растительного происхождения, алкилирующих средств, ингибиторов протеинкиназ, моноклональных антител, иммунодепрессантов, противоопухолевых антибиотиков, антиметаболитов, противоопухолевых гормональных средств, антагонистов гормонов и др.

Наиболее часто фибрилляция предсердий возникает на фоне применения таких препаратов, как гемцитабин (в сочетании с винорелбином), цисплатин, мелфалан, ибрутиниб, цетуксимаб, трастузумаб, алемтузумаб и доксорубицин. Показано, что патофизиологические механизмы, лежащие в основе развития фибрилляции предсердий при применении противоопухолевых препаратов, включают электрофизиологические нарушения, повреждение миокарда, воспаление, иммунный ответ, апоптоз и оксидативный стресс. Факторы риска развития лекарственно-индуцированной фибрилляции предсердий на фоне терапии противоопухолевыми лекарственными средствами в настоящее время четко не определены и продолжают изучаться.

Для предотвращения развития лекарственно-индуцированной фибрилляции предсердий при ведении онкологических пациентов крайне важен мультидисциплинарный подход с участием онкогематолога и кардиолога, а также настороженность врачей в отношении возможности развития такой нежелательной реакции.

Остроумова О.Д., Черняева М.С., Кочетков А.И., Бахтеева Д.И., Иванов С.Н., Сычев Д.А. Лекарственно-индуцированная фибрилляция предсердий, ассоциированная с применением противоопухолевых лекарственных средств. Безопасность и риск фармакотерапии. 2020;4:178-190. DOI: 10.30895/2312-7821-2020-8-4-178-190